Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время в школах отмечается большой процент обучающихся с нарушениями письма (дисграфией). Среди младших школьников увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения: нарушения звукопроизношения; несформированность фонематических процессов; навыков языкового анализа и синтеза; психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
Свободное владение языком, умение точно и правильно формулировать свои высказывания и текст – необходимое условие формирования успешной личности. Согласно данным экспертов Европейской рабочей программы образования и развития, 12% современных школьников страдают дисграфией – нарушением письма. Исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой [15, с. 86] и др. показали, что в последние годы число детей, страдающих дисграфией в России увеличилось в 2-3 раза по сравнению с годами конца XX столетия.
В отечественной системе образования сегодня происходят изменения, затрагивающие не только образовательный, но и коррекционный процесс.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на усвоение учащимися ключевых компетенций.
Особо актуальна необходимость анализа недостаточности речевого развития с акцентом на выделении первичного неполноценного звена в триаде «способность — деятельность — компетенция», что позволит выбрать адекватные подходы к коррекции и прогнозировать динамику речевого развития ребенка.
В науке накоплено достаточно знаний психолого-педагогического свойства, посвященных дошкольному этапу развития речи, тогда как сведений о процессе речевого развития детей под влиянием обучения в начальной школе оказалось недостаточно. Требуются дополнительные исследования в области коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. Особый интерес вызывает процесс организации деятельности учителя-логопеда в общеобразовательной школе, возможности улучшения логопедической помощи детям младшего школьного возраста
Письмо являются основой всего дальнейшего образования, но закладка этого фундамента вызывает значительные трудности у младших школьников, что в дальнейшем негативно сказывается на усвоении школьной программы и может повлиять на процесс социальной адаптации личности в целом. Если ребенок осознает, что ему не дается процесс письма, который легко дается другим детям, он может стать неуверенным, тревожным, подозрительным или даже злым.
Виды ошибок при письме достаточно разнообразны, как и причины возникновения дисграфии. Чтобы эффективно преодолеть расстройства письма, необходимо, прежде всего, понять причины этих расстройств.
Нарушения письма у младших школьников могут быть преодолены и в процессе логопедической работы, которая, прежде всего, должна быть направлена на формирование анализа и синтеза.
Нарушения чтения и письма изучались такими психологами, педагогами, дефектологами, как Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и другими исследователями.
Выявленную проблему теоретических и практических методов нарушений письменной речи младших школьников рассматривали ряд исследователей, педагогов и ученых, но невзирая на данный факт имеющаяся проблема остается не до конца исследованной, в этом и заключается актуальность темы.
Объектом исследования являются нарушения письма.
Предметом исследования является процесс выявления нарушений письма у младших школьников.
Цель исследования выявление нарушений письма у младших школьников с оптической дисграфией.
Задачи исследования:
1. Изучить и рассмотреть литературу по проблеме дисграфии.
2. Подобрвть методику для обследования нарушений письма у младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование для выявления оптической дисграфии у младших школьников и проанализировать результаты эксперимента.
Методологические основы исследования: На теоретическом уровне: метод теоретического анализа и синтеза; На экспериментальном уровне: беседа, анализ письменных работ, обработка результатов исследования.
Базой исследования послужило МБОУ Средняя общеобразовательная школа №.
В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса с нарушениями письма в количестве 3 человек.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения могут быть использованы педагогами или психологами системы образования для ознакомления с проблемой нарушений письма у младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках коррекционно-развивающей работы логопеда или психолога системы образования.
Структура работы: включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оптической дисграфии
1.1. Онтогенез оптической дисграфии
Все больше обучающихся испытывают серьезные трудности в обучении, вызванные различными особенностями психоречевого развития.
Одним из распространенных речевых нарушений является дисграфия или частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Симптомы, характеризующие дисграфию, включают повторяющиеся ошибки устойчивого характера, не связанные с правилами и общепризнанными нормами языка. Существуют различные научные взгляды на причины возникновения дисграфии, механизмы и симптомы ее проявления.
Р.И. Лалаевой выделено 5 основных форм дисграфии: артикуляторноакустическая; акустическая; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая.
Ученые выделяют разные виды дисграфии, но во всех классификациях (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия [38].
Симптоматика оптической дисграфии у детей многогранна и проявляется от незначительных замен и искажений букв на письме до полной невозможности написания слов и предложений.
Специфические ошибки, то есть не связанные с применением орфографических правил, являются основными симптомами дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
При оптической дисграфии наблюдаются специфические ошибки на уровне буквы, слова.
Исследователи проблемы нарушений письменной речи у школьников выделяют различные проявления оптической дисграфии, виды специфических ошибок.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная формирование зрительно-пространственных представлений и визуальный анализ и синтез. Это проявляется в неправильном расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу, в добавление дополнительных элементов, в зеркальном отражении букв.
Своевременное выявление этих нарушений, их точное выявление дифференциальные характеристики и механизмы, в отличие от оптической дисграфии из других, неспецифических ошибок, письма чрезвычайно важны для разработки системы логопедической работы по коррекции и предупреждению этих нарушений.
По мнению О.А.Токаревой, оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений [37]. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к [11].
М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. Ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м [38].
И.Н. Садовникова установила новый тип специфических ошибок – смешение букв по кинетическому сходству. Она замечает, что исследователи традиционно объясняют смешения в письме оптическим сходством букв [32]. Включение в акт письма еще одного анализатора – двигательного –
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахутина Т.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция. Спб., 2016.-188с.
2. Баренцева Н. С. , Колесшкова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2011.-95с.
3. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Просвещение, 2018.-316с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для обучающихся пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - М.: Просвещение, 2005.84с.
5. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у обучающихся начальных классов. - М., 2013. -154с.
6. Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. - М.; Просвещение. - 2015.-180с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РФ, 2011. - 471 с.
8. Голубихина, Ю.Е. Стужук, Ю.О. Взаимосвязь психолога и логопеда при коррекции нарушений письменной речи у обучающихся младших классов Логопед.- 2015. - №5. –12 с
9. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. – М.: – Просвещение, 2014. - 224с.
10. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи обучающихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 335с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М.: Просвещение, 2010. – 49с.
12. Карпенко Н.П., Подольский А.И., Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи. – М.: Вестник, 2010.-217с.
13. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учеб.- метод. пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с. 23. Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии [Текст]: кн. для логопеда / В. А. Крутецкая. – СПб.: издательский дом «Литера», 2005. – 96 с. 24. Кузнецова, М. И. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом [Текст] / М. И. Кузнецова // Начальная школа. – 1995. № 11. – С. 11 – 14
14. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей.// Дефектология. – 2004. - №1.-С.31-35
15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 221с.
16. Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: «Феникс».-2004.-275с.
17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2004.-334с.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 224с.
19. Логопедия: Учебник для обучающихся дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
20. Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников // Школьный логопед. – 2005. - №2. С. 67-77
21. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. - Изд-во: Эксмо, 2004.-296с.
22. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь [Текст]: нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия М.: ИЦ «Академия», 2002. – 352 с.
23. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма [Текст]: хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. Т.2 – Москва, 1998. 348 с.
24. Ляудис, В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст]: кн. для логопеда / В. Я. Ляудис, И. П. Негуре. – М., 2006. – 93 с.
25. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза [Текст]: книга по логопедии / Е. В. Мазанова. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
26. Мельникова, С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки [Текст] / С. С. Мельникова // Начальная школа. – 2018. - No 8. – С. 12 – 13.
27. Назарова, Л. К. О роли речевых кинестезий в письме [Текст] / Назарова Л. К. // Педагогика. – 1972. No 6. С 12 19.
28. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2008.– М.: В. Секачев, 2018. – 128 с,
29. Николаева, С. М. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников [Текст] / С. М. Николаева // Дефектология. – 2016. No 1. С. 29
30. Оглобина, И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислалии у младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие / И. Ю. Оглобина. – М.: Владос, 2015. – 64 с.
31. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб.: «Союз», 2011 – 286 с.
32. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Электронный ресурс] / И. Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2012. – 280 с
33. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / В. И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 288 с.
34. Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. А. Солдатова, Ю. Г. Ткачук // Молодой ученый. – 2017. – No 10. – С. 446 448.
35. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст]: хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. Т.2 – Москва, 1997. 324 с.
36. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста [Текст] // Молодой ученый. – 2016. – No 11. – С. 1558 1560
37. Токарева О.А., Фомина И.Н. Изучение морфемного состава слова в 6-7-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, ред. Алмазова А.А., Селиверстов В.И., Москва, 2011
38. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. Школ / М.Е. Хватцев. - М.: Учпедгиз, 2009. 476 с
39. Яковлева, В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах [Текст] / В. И. Яковлева. – Москва, 1978. 69 с.
40. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у обучающихся общеобразовательной школы [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1984. – 104 с.
41. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия – 2014. - №2. – с. 60-70.